Как выбрать горелку для рыбалки
Итак, горелки делятся на бензиновые (возникли исторически раньше) и газовые. Именно бензиновые горелки в нашем Отечестве называют примусами и чтобы избежать словесной неразберихи удобно использовать такое разделение: если газовая, то горелка, а если бензиновая - примус.
В целом газ намного демократичнее и удобнее бензина, и везде где только можно, лучше использовать его. Можно выделить следующие 5 основных его преимуществ:
1) Быстрота готовки, так как нет подготовительных этапов по 'раскачигариванию', именно поэтому начать кушать вы можете уже через 3-6 минут, после того, как пристыкуете баллон к горелке.
2) Нет необходимости подкачивать баллон, поскольку давление в нем есть постоянно, пока весь газ не выйдет из него.
3) Нет ужасающего запаха бензина, пронизывающего весь вагон поезда, в случае если у вас протекла емкость из-под топлива...
4) Бесшумность.
5) Малый вес!
Причем речь идет о разнице веса глобальной! Средний вес газовой горелки 150 г, а бензиновой 450 (без баллонов и емкостей).
Основные классификации горелок
Разделение горелок по стандарту используемых ими газовых баллонов:
-резьбовые (Primus, MSR, Coleman, Markill, Go System)
-цанговые (Camping Gaz) -использующие так называемый корейский стандарт (Kovea)
-использующие одноразовые баллоны (Camping Gaz,Go System)
Первые три стандарта, используют баллоны с клапанами, их, поэтому еще называют многоразовыми, так как они позволяют себя перезаряжать. Компании-производители предостерегают от этого, но наших умельцев не остановить... Могу лишь сказать что реально газовый баллон можно перезаряжать порядка 5-7 раз, не более, поскольку дальше прохуждается клапан и последствия могут быть разными: от простой утечки, до взрыва. Последний же стандарт использует безклапанные баллоны, их еще называют «протыкающимися». Используя горелку с таким баллоном вам надо помнить, что пока весь газ не выйдет, баллон отсоединять от горелки нельзя. Это конечно минус, но, как и всегда в жизни, где минус, там и плюс. Здесь этим плюсом является значительно более низкая цена, как самих горелок, так и газовых баллонов к ним.
Разделение горелок по месторасположению баллона
- горелки, прикручивающиеся непосредственно на баллон (это самое распространенное семейство горелок).
- горелки, соединенные с баллоном через шланг (это менее распространенное семейство, но при этом самое уважаемое).
Перед покупкой газовой горелки надо понять, во-первых, на сколько человек планируется готовить, а во-вторых, в каких условиях. Ответив на эти два несложных вопроса, вы значительно упростите себе поиск необходимой вам горелки.
Рассмотрим четыре крайних случая.
· Готовка на 1-2 человек в мягких условиях. В этом случае подойдет практически любая горелка. Лучше взять среднюю по мощности резьбовую или цанговую горелку, крепящуюся непосредственно на баллон, но можно взять горелку и с «протыкными» баллонами. В целом это класс недорогих (бюджетных) и простых в использовании горелок.
· Готовка на 1-2 человек в экстремальных условиях. Как правило, это горелки, используемые в альпинизме. Тут важны такие параметры как: вес горелки(80-150 г), ее мощность (>3000W) и ветрозащита. Надо сказать, что не у всех фирм производящих горелки есть такие модели. Тут следует выделить две модели шведской фирмы Primus - Alpin micro и Alpin Titanium , а также модели американской фирмы MSR - SuperFly и PocketRocket. Шведские горелки схожи меж собой. Обе весят по 100 г. и имеют максимальную мощность порядка 3000 W. Они имеют крайне малые размеры и поставляются вместе с жестким кофром в комплекте. Первая горелка производится уже лет пять, а вторая - новинка этого сезона, имеет большую раза в два конфорку, при сохранении того же веса и размера в сложенном состоянии. Этого удалось добиться, используя титан и дерево (!!!) в конструкции горелки. Ориентировочная цена первой ~48 у.е., а второй ~125у.е. Горелки фирмы MSR адаптированы для альпинизма и это понятно, ведь эта фирма изначально является альпинистской. Уникальной в своем роде является горелка PocketRocket. Ведь она весит всего 86 грамм (!!!),кипятит литр воды за 3,5 минуты и имеет довольно большую конфорку. И все это при крайне скромных размерах. Цена данной модели на российском рынке порядка 32 у. е. Особо следует выделить горелку SuperFly, поскольку она работает не только на резьбовом соединении, но и на цанговом. Это фирменная разработка MSR появилась в прошлом году и пользуется особой популярностью. Горелка бывает в двух исполнениях: с пьезоподжигом (автоподжиг) и без него. Вес горелки соответственно 144 г. или 131 г. Максимальная мощность - 3200 W, а это означает, что она кипятит 1 литр воды менее чем за 3 минуты. Также, что очень важно, к данной модели можно приобрести специальную систему для подвешивания горелки, она же является отличной ветрозащитой. Называется она SuperFly Ascent и сделана она на половину из титана, поэтому весит всего125 г. Стоимость горелки ~ 55у.е. без пьезо и ~ 65 с пьезо.
Готовка на 3-4 человек (и более) в мягких условиях. В этом случае уже необходима горелка со шлангом, так как горелка со шлангом имеет два больших преимущества. Во-первых, горелка ставится не на баллон, а непосредственно на землю, что делает ее заметно устойчивее и меньше шансов опрокинуть кан стоящий на ней, а во-вторых, конфорки у шланговых горелок, как правило, больше чем у бесшланговых, поэтому на них можно поставить значительно большую посуду. К этому классу можно отнести горелку Tristar французской фирмы Camping Gaz, горелку Summit stove немецкой фирмы Go System, горелку EasyFuel шведской фирмы Primus, горелку Rapid Fire фирмы MSR и некоторые другие. Если число людей превышает 6-7 человек, необходимо уже использовать две аналогичные горелки, ставя их под один кан рядом друг с другом или же готовить еду на двух горелках, но в разных канах.
· Готовка на 3-4 (и более) человек в жестких условиях. В этом случае все очень похоже на случай описанный выше, только здесь уже используют специальные баллоны, со смесью пропана, бутана и изобутана газов, предназначенные для экстремально низких температур, например газовые баллоны IsoPro фирмы MSR( они рассчитаны на температуру до минус 23 градусов!!!) и те или иные конструкции отражателей. Они бывают из стекловолокна, из алюминия и других материалов, но наибольшее распространение получили первые, так как они имеют оптимальное соотношение вес теплоизоляция ветрозащита цена. Также неплохие алюминиевые экраны делает MSR и известная немецкая фирма Tatonka. Существуют так называемые переходники. Они обеспечивают переход с одного газового стандарта на другой без смены горелки. Например: 1) Переходник, позволяющий бесшланговую горелку снять с баллона и поставить на землю, то есть сделать из нее шланговую. Хороший вариант есть у фирмы Markill - Stove base Adapter (195 г, ~28у.е.). 2) Переходник обеспечивающий использование резьбовых горелок на газовых баллонах стандарта С-206. Данный переходник является разработкой фирмы Go System. Он называется Wiederverschliessbarer и стоит порядка 10 у.е. 3) Переходник позволяющий ставить резьбовые или цанговые горелки на отечественные газовые баллоны емкостью 5 и более литров. Но этот вид переходников довольно редок, и достать их далеко не просто. Удачным примером данной системы может служить спарка горелки Primus stove мощностью 2500 W и выпущенным, специально для российского рынка, адаптера Primus. Стоимость горелки около 56 у.е., а адаптера 15,5 у.е.
Теперь о бензиновых примусах. О недостатках бензиновых систем кратко указывалось выше. Обратимся к их достоинствам. Во-первых, это способность работать при низких и сверхнизких температурах, при которых газ отказывается работать. Ведь с газом начинаются проблемы уже при переходе через минус 5 градусов. Обычное дело, когда приходиться отогревать газовый баллон перед навинчиванием на горелку, дабы она заработала. Исключением является специальные газовые баллоны, где соотношение пропан/бутан отличается от обычных 20% + 80% и, как правило, составляет 35% + 65% + некоторое количество изобутана. Такие баллоны позволяют уверенно работать газовым горелкам вплоть до минус 23 градусов. Но это исключение, да и температура бывает далеко за минус 23, а кушать надо и при этой температуре. Во-вторых, бензин есть везде, а вот газовые баллоны - далеко не везде. Причем перевозить их на авиатранспорте нельзя. Так что есть масса примеров, когда просто нет альтернативы и необходимо использовать бензиновые примуса. Среди современных примусов широко распространены так называемые мультитопливные горелки (Multi Fuel System). Их главная особенность - это возможность работы на нескольких видах жидкого топлива (очищенный бензин, бензин со свинцовыми присадками, керосин и даже соляра). Для перехода от «мягких» видов топлива к «жестким» необходимо лишь сменить форсунку. Времени это занимает не более полутора минут. Эти примуса очень устойчивы к засореньям, но даже если это случиться у них есть эффективные системы прочистки. Законодателями мод в данной сфере являются, пожалуй, две фирмы, уже упоминавшиеся выше - MSR и Primus. У первой три многотопливных горелки (DragonFly, ), а у второй две (Himalaya VariFuel (LFS), Himalaya MultiFuel (MFS) ). 1) Himalaya VariFuel (LFS) Имеет вес 424 г, мощность 2800 W и кипятит литр воды за 4 минуты. Ее стоимость порядка 114 у.е. В комплекте 2 форсунки: одна под мягкие виды топлива, а другая под жесткие. 2) Himalaya MultiFuel (MFS) Это единственная в своем роде горелка. Она, помимо того, что является многотопливной, она еще может работать на газу!!! Эта горелка, по сути, является гибридом двух горелок: шланговой бензиновой Himalaya MultiFuel и шланговой газовой горелки EasyFuel. Имеет вес 505 г, мощность 2800 W и кипятит литр воды за 4 минуты. Ее стоимость порядка 130 у.е.
В заключение, хотелось бы сказать о том, что каждая горелка хороша для тех условий, в которых ее предполагается использовать. И я надеюсь что это статья поможет осуществить вам разумный выбор.